ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-СИРОТ

«Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

ГКОУ РА «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока русского языка

5 класс

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных  в корне слова»

 

 

 

Выполнила: Бгуашева Сусана Жоровна,

учитель письма и чтения

 

 

 

 

 

 

 

Хакуринохабль, 2017 г.

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель:  уточнить знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.

Задачи:

  1. Образовательная – закрепление знаний учащихся о правописании  звонких и глухих согласных в корне слова.
  2. Коррекционно-развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, мышление посредством выполнения упражнений.
  3. Воспитательная – воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование: учебники, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», шифр букв, плакат «Звонкие и глухие согласные», картинки.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Пролетела перемена,

Прозвенел опять звонок,

Начинаем мы урок.

Проверяем всё на парте –

И тихонько приседаем.

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, как вы выполнили домашнее задание? Что вам нужно было сделать?

Опрос нескольких учащихся.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте небольшую сказку. Однажды поссорились буквы гласные и согласные – и разошлись по разным сторонам. Собрались согласные буквы в кучу, хотели поговорить и не смогли.  Скучно им стало и вдруг… Услышали они, что кто-то плачет…

Прислушались: «Е-е-е! И-и-и! У-у-у!» – это ревели гласные. И согласные крикнули им (точнее, хотели закричать, но получилось лишь непонятное бормотание): « В, м, с!»

 И услыхали они веселое, но невнятное: «У-я-а!»

 И тогда решили буквы, что им надо заключить мир и жить в словах в согласии вместе.

- А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока (работа учащихся с шифром).

- Назовите все звонкие и глухие согласные (работа с плакатом «Звонкие и глухие согласные»).

4. Минутка чистописания.

- Открываем тетради, выполняем работу над ошибками.

- Отступаем две чистых строки, пишем число, классная работа, тема урока.

- А сейчас пропишем и выполним синтаксический разбор предложения:

Дети расположились на отдых под могучим дубом (прост., распр., повест.)

- Выписать слово «дуб», выделить корень, подчеркнуть последнюю согласную в корне слова.

- Четко ли мы слышим последнюю согласную?

- Что нужно сделать, чтобы проверить сомнительную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная).

5. Закрепление полученных знаний.

На доске записана таблица.

- Вам нужно заполнить таблицу, подобрав проверочные слова.

Слышим

Проверяем

Пишем

[зуп]

зубы

зуб

[шупка]

 

 

[глас]

 

 

[столп]

 

 

[морос]

 

 

 

- Почему обращается внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова? (Звонкие и глухие согласные в корне слова пишутся не так, как слышатся, например: мороз - на конце слышится «с», а пишем «з», изменяем слово - получаем морозы, здесь четко слышится звук з, поэтому в слове мороз нужно писать букву з).

- Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные в корне  слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

- Читаем правило на стр.66.

- стр. 66 упр. 105 – выполняем упражнение по образцу, один учащийся у доски.

6. Физминутка.

Проводит дежурный.

Мы лягушки – попрыгушки,

Две веселые подружки.

Скачем по лесной дорожке,

Разминаем наши ножки. 

7. Закрепление материала.

- А следующее задание на внимательность,  вам нужно записать стихотворение, вставляя пропущенную согласную. Чтобы проверить слово,  необходимо подобрать проверочное слово.

Взял я в руки гибкий пру… (прутик)

И погнал гусей на пру…(пруды)

 

В руки взял зеленый лу… (луковица)

И пошел гулять на лу.. .(луга)

 

Смастерил из бревен пло… (плотик)

А на груше спелый пло… (плоды)

- Теперь  задание на сообразительность, выполним его устно, но не забываем поднимать руку при ответе.

«Метаграммы»

  1. С  глухим согласным наливается в желтом поле,

Со звонким – сам звенит он на раздолье (колос – голос)

 

  1. С глухим – всю зеленую траву она срежет,

Со звонким- и зеленые листочки все объест (коса – коза).

Показ картинок.

- А сейчас вам нужно проверить слова, написанные на доске, записав правильно:

Ретко, грятка, крушка, дожть,

Трафка, сетка и  лопадка,

Крышка, ложка, поварешка,

Книшка, парта, утка, скаска.

- Следующее задание вам нужно выполнить самостоятельно, выбрав одну из указанных букв, выделить корень, подобрать проверочное слово.

Карточка:

  1. З или С? Ре…кий, ни…кий, бере...ка, про…ьба.
  2. Б или П? Ро…кий, ги…кий, ду…, хру…кий.
  3. Д или Т? Ре…кий, сла…кий, блю…це, салфе…ка.

- А теперь проверяем задание друг у друга, не забываем, что оценки за самостоятельную работу пойдут в журнал (выборочно проверить, оценки прокомментировать).

8. Домашнее  задание.

- Стр. 66 – 68 правило

- стр. 68 упр. 108 – I, II – списать, вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово, выделить корень у однокоренных слов.

III, IV – списать, вставить пропущенную букву, пропущенную букву подчеркнуть.

9. Итог урока.

- С какой темой урока мы сегодня работали?

- Для чего нужно проверять сомнительные звонкие и глухие согласные в корне слова?

Оценки за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка:

 

Взял я в руки гибкий пру…

И погнал гусей на пру…

 

В руки взял зеленый лу…

И пошел гулять на лу.. .

 

Смастерил из бревен пло…

А на груше спелый пло…

 

Карточка:

  1. З или С? Ре…кий, ни…кий, бере...ка, про…ьба.
  2. Б или П? Ро…кий, ги…кий, ду…, хру…кий.
  3. Д или Т? Ре…кий, сла…кий, блю…це, салфе…ка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контакты

Адрес школы:  385440, Республика Адыгея, Шовгеновский район, а. Хакуринохабль, ул. Краснооктябрьская, 104 

+7(87773)-9-26-92  факс: +7(87773)-9-26-92