ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-СИРОТ

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма и развития речи, способствующее успешной социальной адаптации учащихся коррекционной школы»

Доклад «Развитие коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма и развития речи, способствующее успешной социальной адаптации учащихся коррекционной школы»

 

Бгуашева Сусана Жоровна, учитель письма и чтения ГКОУ РА «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного человека  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).  Успешная  социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.

Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.

Речевое недоразвитие учащихся, слабость побудительных к речи мотивов вызывают затруднения в общении с окружающими людьми. В.Г. Петрова справедливо замечает, что ребенок с ОВЗ (умственно отсталый ребенок), владея в той или иной степени речью, «редко участвует  в беседах, на вопросы  отвечает односложно и далеко не всегда правильно».

Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь приводит к ее совершенствованию, к более точному выражению мыслей, адекватному ведению диалога и даже монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой  она может быть использована как средство общения.

Специальная методика организации уроков позволяет повысить уровень коммуникативных возможностей учащихся с ОВЗ.

                      Для этого  нужно использовать приемы, методы,  формы организации учебной  деятельности которые позволили бы пробудить интерес учеников к уроку, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекли бы их в активную работу. Уроки чтения и письма создают условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения. Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника чтения самые разные. Очень нравятся детям  уроки  с использованием разных форм сотрудничества. Например - работа в парах, группах. При формировании коммуникативных умений на уроке основное внимание уделяется тексту, его свойствам, характеристикам и структуре. Текст - центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля. В ходе этих уроков формируется ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения.                                

К этим качествам, прежде всего, относятся:

• проявление интереса к беседе;

• желание общаться;

 • умение ориентироваться в речевой ситуации;

• обеспечение внимания к собеседнику;

• умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;

 строить речь грамматически правильно;

 точно отбирать слова для выражения мыслей;

придавать речи соответствующую интонационную окраску.

    Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует особое внимание уделять обучению школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например: Игра «Спроси у товарища».

Задай вопрос, который бы начинался со слова «почему». Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).

Для овладения умелой, искусной речевой деятельностью  практикуются разные формы устной речи:

-ответы на вопросы к рассказу,

-подробный или выборочный пересказ,

-подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного по плану,

- составление творческих рассказов с изменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения,

-построение простейших предложений по схемам,

-устное рисование картинок к тексту,

- составление характеристик персонажей произведения.

    Для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений использую работу с опорными схемами.

         Опорные схемы значительно облегчают работу с обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.

Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя  в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

         Имея перед глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у них по данной теме.  Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи все об имени существительном», «Расскажи о  склонении имен существительных» и т.д.

         С опорными схемами можно работать в парах, обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, он прост, чтобы отвечающий приводил примеры.

         Таким образом, идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.

     Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на каждом уроке  и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

   Из своего опыта делаю вывод, что только систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Над работой со словарным словом решаются такие задачи:

1.Обогащение словарного запаса речи обучающихся.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словарного запаса  речи обучающихся

 

Работа  над  словарным словом  состоит из   2х частей:

1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция- конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);

2. Работа на  уроках по составлению предложений и  рассказов по вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция);

    В работе над словом я использую различные упражнения – как устные, так и письменные. Среди них большое место занимают словарно-грамматические (подбор синонимов, антонимов) и словарно-логические (определение предмета на основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков или действию и т. д.). Здесь работа продумывается так, чтобы не происходила замена в дальнейшем знакомыми словами новых слов, чтобы слова употреблялись верно.

     Большую помощь в работе над словом оказывают дидактические игры, коррекционно-развивающие упражнения, пословицы и поговорки; поговорки, усложнённые ребусами и многое другое.

     В результате работы над словом происходит концентрация внимания учащихся   и наряду с развитием и коррекцией психических процессов происходит активизация словаря учащихся. Это можно проследить по творческим и проверочным работам учащихся, по включению в речь детей новых слов.

    Для  развития коммуникативных умений следует предлагать учащимся как можно больше заданий для самостоятельной работы. Для этого нужно создавать такие ситуации, которые вызывали бы у детей интерес к изучаемой теме, желание высказаться и поделиться своим жизненным опытом; проявить настойчивость в отстаивании своего мнения. Содержание учебного материала должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.

Процесс чтения текста предполагает форми­рование и таких умений, как выразительное чтение текста вслух, владение разными видами чтения: просмотровым (предварительное знакомство с текс­том), ознакомительным (должно быть достигнуто понимание основного содержа­ния текста, 70% информации), изучающим (максимально точное и полное по­нимание текста — до 100% понимания информации); прогнозирование содержа­ние текста, с опорой  на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации), комментирование информации, используя справочный материал текста (сноски, комментарий к тексту, таблицы, графики).
Наибольшего эффекта достигают нестандартные задания:
•  угадывание слов по описанию (в том числе и образному) или по общему признаку (что такое «глаз» автомобиля? Что такое дождик, но замороженный?);
• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам (Продукт, который маслом не испортишь),
• разгадывание загадок (в том числе и лингвистических) (Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота?);
• игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

         Учитывая необходимость вовлечения в учебный процесс всех учащихся, формирования у них навыков работы в команде, умения прислушиваться к чужому мнению большое значение придаю использованию различных интерактивных форм и методов:

 

1) работа в парах либо в группах.
2) элементы «мозгового штурма»,

3)игровые задания
работа с деформированным текстом («Телеграмма»),

4) словарный диктант с взаимопроверкой,

 5)«Займи позицию»,

6) упражнение «Кто быстрее»

7) решение ребусов, кроссвордов, шарад ;

Так же необходимо учитывать различный уровень речевого и психофизического развития учащихся, степень сформированности коммуникативных умений. Нужно подбирать индивидуальные задания с различной степенью трудности,  содержания, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником.

Работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей организации урока, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение учащихся в процессе работы. Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для учащихся с ОВЗ грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. 

Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми.  Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, я и мои коллеги помогаем  успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме, способствуем формированию чувства психической защищенности у ребёнка, ощущения его комфорта и потребности в эмоциональном общении с окружающими, развиваем у обучающихся лучшее понимание себя и других людей, развиваем навыки сотрудничества, расширяем словарный запас в области чувств и эмоций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития/авт. -сост. Л.В.Афанасьева. — Волгоград: Учитель, 2010.

2. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/ авт. -сост. М.Е.Прокопенко. Волгоград: Учитель, 2009.

3.Ефименкова  Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов-М., 1970

4. Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку// Дефектология -2003

5.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе-Москва «Просвещение»,1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контакты

Адрес школы:  385440, Республика Адыгея, Шовгеновский район, а. Хакуринохабль, ул. Краснооктябрьская, 104 

+7(87773)-9-26-92  факс: +7(87773)-9-26-92