ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-СИРОТ

«Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры».

«Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни  сегодня очень актуальны.  Особенно это актуально для обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети с рождения уже имеют значительные отклонения  в состоянии здоровья. Неврозы, соматическая ослабленность, хронические заболевания, отклонение в умственном развитии и поведении – все это характерно для учащихся спецшколы-интерната. Основная  цель работы  учителя физического воспитания – обеспечить воспитаннику интерната не только возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления  здоровья в  повседневной жизни.

Большая роль в этой работе принадлежит физкультурным мероприятиям. На занятиях физической культурой осуществляю  следующие задачи:
— оздоровительную
— образовательную
— воспитательную
— коррекционно-развивающую.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, применяю  традиционные и нетрадиционные  методы и приемы, которые являются, на мой взгляд, результативными. 

Игровые ситуации занимают особое место в эмоциональном развитии этих детей. С помощью игр можно снимать напряженность и повышать жизненно важные психические функции детей. Игра – это ведущий вид деятельности, который обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, является одним из действенных средств обучения. Психическая напряженность затрагивает все системы организма, сбросу ее способствует двигательная активность. А двигательная активность в большей степени проявляется в играх. Один раз в четверть в нашей школе проводится «День здоровья» с использованием игр: подвижных, спортивных, коррекционно-развивающих, игр-инсценировок. Дети очень любят игры-инсценировки, они надевают костюмы сказочных героев, заучивают стихи, участвуют в спортивных эстафетах. Внеклассное мероприятие с применением игровых ситуаций превращается в  настоящий праздник для детей.

Спортивная гимнастика – сложно координированный вид спорта, который обладает большой вариативностью воздействия на организм человека. Занятия гимнастикой позволяют стимулировать интеллектуальную деятельность ребенка и формировать пластичность центральной нервной системы. В физической подготовленности детей самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений. Эти способности стараюсь интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. При проведении занятий учитываю одно из главных методических указаний: оптимальное сочетание координационных упражнений с направленным развитием физических качеств. От правильной осанки зависит не только внешний вид, но оптимальное функционирование всех физиологических систем организма, достижение достаточного уровня работоспособности, что определяет уровень адаптационных  свойств физиологических систем организма детей с нарушением интеллекта и отсутствие текущих психологических заболеваний. Таким образом,  выполняются коррекционные задачи, которые состоят  в исправлении нарушений всех физических систем организма,  включая нервную систему, а также в исправлении  нарушений опорно-двигательного аппарата.

Легкая атлетика является средством физического воспитания. По многочисленным легкоатлетическим упражнениям проводятся спортивные соревнования «Специальной Олимпиады», в том числе и бег на длинные дистанции – 1000м, 1500м. Мною разработана и используется методика обучения  выносливости, бег в чередовании с ходьбой:
1.1×500 медленный бег. 2×500 ходьба
2. Постепенно снижала дистанцию ходьбы
3. Бег на выносливость в медленном темпе
4. 1×500 –средний темп бега
2×500 – ходьба
5. Постепенное снижение дистанции ходьбы
6. Бег в среднем темпе на выносливость.

Итак, привитие навыков здорового образа жизни является важной составляющей деятельности  учителя физической культуры в работе с детьми с ОВЗ.