ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-СИРОТ

Коррекция двигательной активности учащихся коррекционной школы - интернат.

ГКОУ РА «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 

 Коррекция двигательной активности учащихся коррекционной школы - интернат.

 

 

 

 

 

Бгуашев Руслан Батербиеви,

учитель физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

 

Коррекция двигательной активности учащихся коррекционной школы-интернат.

В специальных детских учреждениях одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения.  Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребёнка. Они оказывают положительное влияние на функциональное состояние всех основных систем организма, и  в  первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных упражнений. Занятия физическими упражнениями приводят к увеличению мышечной массы, совершенствованию функциональных возможностей мышц. Происходят положительные изменения и в костно-суставном аппарате.

          При систематических тренировках как у нормально развивающих детей, так и у детей с различными дефектами наблюдается улучшение состояния кардио-респираторной системы- снижение частоты сердечных сокращений и артериального давления покое, увеличение пульсового давления, улучшение реакции сердечно- сосудистой системы на физические и умственные нагрузки. Одновременно происходит увеличение жизненной ёмкости лёгких, экскурсии грудной клетки и подвижности диафрагмы, повышение минутного объёма дыхания и диффузной способности лёгких.

  Весьма благоприятно влияние физических упражнений на центральную нервную систему. Они способствуют повышению работоспособности клеток коры головного мозга и  их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению  аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы и взаимодействия двух сигнальных систем, более быстрому положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшение памяти.

         При различных дефектах в развитии организма детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения тех или иных функций, вызванных патологических процессов, но и  вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояние организма и способствующей заболеванию.

Выход из этого может быть только  один:  

-своевременное применение физиологически обоснованных физических нагрузок. Можно даже считать, дети с отклонением в развитие  больше нуждаются  в мышечной деятельности, чем здоровые. Начинать её следует с самого раннего возраста , иначе будет упущено время активного воздействия с целью обеспечения коррекции и компенсации нарушенных функций.

  Очень часто дети с отклонениями в развитии освобождают от занятий физической культурой  и спортом. Их не допускают к различным играм и соревнованиям. Одни дети вначале протестуют, но затем привыкают к ограниченному режиму двигательной активности, другие сразу же соглашаются с таким положением. Поэтому, когда педагоги говорят, что ребёнок мало двигается, много времени проводят сидя, не хочет заниматься и.т.д., трудно определить , чем это вызвано: имеющимися дефектами или дефицитом движений.

          Несмотря на первостепенное значение занятий физкультурой и спортом  для устранения недостатков физического развития и формирования личности в целом, это средство всё ещё не занимает должного места в жизни детей с отклонениями  в развитии: не все категории этих детей охвачены ежедневными заданиями физической культурой, не учитывается дифференциация дефекта при организации занятий. В вспомогательной школе физическая культура является обязательным предметом. Три раза в неделю учащиеся занимаются на уроках физической культурой  и, кроме  того, могут участвовать во внеклассной работе. В младших классах вспомогательных  школ, для детей с нарушениями двигательной активности помимо уроков физической культуры учебным планом предусмотрены занятия ЛФК , коррекционной ритмикой и индивидуально- коррекционные.  Для учащихся старших классов вспомогательных школ в учебном плане предусмотрено  только 3 часа физической культуры  в неделю.

Обеспечение детей вспомогательных школ ежедневными физическими   упражнениями возможно при рациональном сочетании учебных и внеучебных форм занятий физической культурой и спортом, чему способствует создание комплексной программы по физическому воспитанию. Это позволит установить единый гигиенически обоснованный  физкультурно- оздоровительный режим школы, помогающий решению оздоровительных, коррекционных воспитательных задач, трудовой и профессиональной подготовки выпускников.

  Во внеурочное время дети, как правило, совершают двигательные действия, ранее изученные на обязательных занятиях физической культурой. Наиболее доступными  упражнениями при занятиях во внеурочное время являются подвижные игры, купание, катание на санках и лыжах, простейшие подвижные игры.                  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  2. Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. — 1996. — №5.-С. 3-11.
  3. Дмитриев, А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития : учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  4. Вайнруб, Е. М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача.-К.: Гигиена здоровья, 1988.-120с.
  5. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
  6. Курпан, Ю.И., Талабум Е.А. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32.
  7.  Малыгина, В.И. Нагрузочное тестирование в оценке реабилитационного потенциала: Методическое пособие.- Симферополь, 2004.-54с.
  8.  Справочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицина, 1983 - 360 с.
  9. Хамзин, Х. Р. Сохранить осанку - сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 - 96 с.