Контакты

Адрес школы:  385440, Республика Адыгея, Шовгеновский район, а. Хакуринохабль, ул. Краснооктябрьская, 104 

+7(87773)-9-26-92  факс: +7(87773)-9-26-92 

Меретукова Аида Каплановна - социальный педагог


Почетная грамота

Советы социального педагога: родителям на заметку:

Трудный возраст

Несколько тактичных правил, которые помогут родителям и педагогам избежать конфликтных ситуаций в общении с подростком

Всегда сохраняйте спокойствие! Паника и эмоциональное напряжение усложняют проблему, вам будет трудно добиться рационального подхода к ситуации, так как разум молчит, когда говорят эмоции. Поэтому старайтесь держать себя в руках.

Разговаривайте! Чем больше, вы будете говорить с подростком, тем лучше разберетесь в сути проблемы, к тому же подросток будет понимать Вас и яснее осознавать последствия своего поведения.

Говорите от себя! Пользуйтесь как можно чаще «Я-посланиями», то есть говорите о своих чувствах, мыслях ощущениях, действиях(это касается и тех случаев, когда речь идёт о Вашем поведении).  Старайтесь не приписывать подростку Ваших собственных мыслей по поводу его чувств и поведения.

Оказывайте поддержку! Показывайте подростку, что вы принимаете участие в его жизни и заботитесь о нём. Старайтесь сохранить доброжелательность, не скупитесь на хорошие слова и ласковые жесты. Конечно, может наступить такой момент, когда вы поссоритесь или даже разорвете отношения, но пусть это будет крайней мерой, на которую вы пойдете осознано.

Будьте последовательны! Если вы выбрали линию поведения, будьте терпеливы, так как ничто не срабатывает сразу.

Обращайтесь всегда к фактам ! старайтесь не пользоваться домыслами, тем более чьими-то. Дети, как, впрочем, и взрослые, очень болезненно переживают подобные вещи. Поэтому факты обязательно должны быть проверены. Не переходите на личность. Обсуждайте поступки, поведение, ситуацию, не переходя на обсуждение личности в целом.

Слушайте советы! Умение слушать –жизненно не обходимое условие общение. Это больше, чем просто дотерпеть до конца разговора (что само по себе нелегко). Это умение понять сказанное подростком в его ценностях и смыслах, вникнуть в его позицию. Не перебивайте! Не оценивайте то, что дорого подростку ,  словами «чепуха», «ерунда». Если вам что-то непонятно, задавайте задавайте вопросы, не торопясь оценивать. Ребенок начинает обманывать родителей после того, как убеждается, что они не готовы выслушать его и правду до конца.

Избегайте сравнений! Все мы знаем, как больно и обидно,  когда нас сравнивают с кем-нибудь, подчёркивая, что у него всё лучше получается. Берегите чувства вашего подростка, ведь он и так постоянно сравнивает с успешными сверстниками, и это сравнение часто не в его пользу.

Старайтесь не обобщать! даже если в одном случае из ста вы будете не правы, ваш ребенок будет очень обижен.

Признавайте ошибки! Любая попытка скрыть свою неправоту- одна из самых манипуляций, которая мешает созданию доверительных отношений. Покажите своему ребенку пример. Умение открыто признавать ошибки- прерогатива сильных и уверенных в себе людей.

                                                 Памятка 2

Для родителей первоклассников

●Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьёзное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности

● Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

● Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получится. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.

●Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

● Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если , например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.

●Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой его работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.  Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!» «хорошо!») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.

● Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

● С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге

● Учение – нелегкий и ответственный  труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости игры . у первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.                            

                                               Памятка 3

Для родителей пятиклассников:

● Создавайте условия для развития самостоятельности у ребенка. У пятиклассника должны непременно быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

●Не смотря на кажущуюся взрослость , пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

●Для пятиклассника учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителя могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

●Пятикласснику  уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, сто там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье , с родителями.

● Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

                                            Памятка 4

Для родителей девятиклассников:

●Переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Возможно помочь ребенку своё время рационально и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеурочных дел.

●Профессиональное самоопределение- важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьёзнейший выбор. Причем речь здесь идет не только об оплате репетиторов или о подготовительных курсов, но прежде всего о том, чтобы предоставить юноше или девушке возможность обсуждать свои жизненные планы, не называя заранее принятого решения.

●Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей- подумать, как можно эффективно реализовывать эту «взрослость », попытаться строить отношения с ребенком на новых, партнерских началах. Или , по крайней мере, хотя бы стремиться к этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудный возраст

                                                   Трудный возраст

Почему мы чаще всего сталкиваемся с понятием «трудный» именно по отношению к подростку:

Памятка 1

Во-первых, дело тут в самом подростке , его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный , но интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой – сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет повышенные требования к учителям и родителям проевляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, сто подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста

Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи- эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные пороки (преступность, алкоголизм, наркомания и другие),  присущие подросткам, вырастают семьи.

И это тоже доказано :  дети – зеркало жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жесткость наказание за совершённые поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.

Существо потери подростка – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье.  Поэтому его перевоспитание нужно начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Социальный педагог должен найти своих подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления его потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающий неблагополучные семьи. У каждой семьи они свои, но есть и сходные черты.

Все неблагополучные семьи подразделяются на пять типов:

  1. Семья , в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать , которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется с холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьёй социальный педагог может применять следующую стратегию:  

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесётся настороженно , не спешить обижаться
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери.  Это поможет понять и контролировать своё к ней отношение;
  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и её, матери, будущее
  • Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребёнком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем. Попробовать открыться ребенку, рассказать о планах своей личной  жизни.
  1. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях такого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Задача социального педагога – терпеливо, без назидания и упрёков доказать родителям пагубность влияния их «образа жизни » на растущую личность , обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменений опыта условий жизни.

Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

  1. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают людей, обнаруживают полное не знание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, порывают авторитет школы и учителя.

Задача социального педагога- сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую  работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И ещё внушить: мысль о том , сто дети нуждаются в образованных родителях.

  1. Семьи, в которых отдаётся приоритет материальному благополучию  над духовной жизнь. В таких семьях как правило, дети растут эгоистами, излишне практичными потребностями. И родители эти качества поощряют

Задача социального педагога- изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка.  Хорошо помогаем «дипломатический подход»: при встрече с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы , приводя примеры из жизни других семей, на служение людям , доброту, благородство поступков.

  1. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жесткостью . в таких семьях детей наказывают,  часто физически, за малейшую провинность .  И, как результат, дети растут жесткими и озлобленными.

Задача социального педагога- доказать родителям, что с ребенком необходимо общаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы , относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельность  и уважение. Терпение и снисходительность к ребенку- главные средства к воспитанию .

Эффектный педагогический результат для всех типов семей даёт прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми , в частности, со своим ребенком.

Сертификат Меретуковой А.К. по Федеральному проекту "Современная школа" и национального проекта "Обазования"

Современная школа

«Скажи, где торгуют смертью»

Тема: «Скажи, где торгуют смертью»

        Наркомания – одна из самых острых проблем не только в России, но и во всем мире, с которой невероятно сложно бороться. В ноябре  проводится Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью».  Ее цель – привлечение общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотиков и профилактике их немедицинского потребления, получение от населения информации о правонарушениях и преступлениях в сфере незаконного потребления и оборота наркотиков. В рамках проведения Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью» в школе- интернате с воспитанниками  7 , 8, 9   классов инспектором  ПДН ОП ПДН ОП (Хакуринохабльское) МО МВД России «Кошехабльский»   лейтенантом  полиции Вороновой  Ю.В., врачом  наркологом  Гишевой С., социальным педагогом  Меретуковой А.К.  проведена беседа о вреде наркотиков и анкетирование на тему «ЗОЖ». Воспитанникам рассказали историю появления и распространения наркотических веществ, а также о причинах и последствиях употребления наркотиков, о недопустимости употребления наркотических веществ.  Во время беседы на возникшие вопросы воспитанников . По окончанию беседы все согласились, что реализовать себя как личность может только здоровый человек. Также в библиотеке школы открылась книжная выставка «Сообщи, где торгуют смертью». Посвящена она проблеме наркотизма и предназначена для учащихся, их родителей, а также педагогов. В книгах и периодических изданиях, подобранных для выставки, хорошо освещены вопросы, касающиеся природы опасного заболевания и педагогической профилактики этого явления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Уважаемые родители!

Сегодня Вашему сыну или дочери могут предложить наркотики везде: на улице, дискотеке, в спортивной секции, в школе. Наиболее часто в употребление наркотиков вовлекаются подростки 12-18 лет. Часто родители узнают о том, что их ребенок принимает наркотики далеко не сразу. Чтобы не запустить этот процесс, постарайтесь внимательно относиться ко всем изменениям в поведении Вашего ребенка и в его распорядке дня.

 

Советы родителям

Изменения могут быть следующими:

  • Подросток поздно ложится спать, поздно встает утром с постели;
  • Проводит больше времени вне дома;
  • Проявляет чрезмерную говорливость, повышенную активность;
  • Проявляет вялость, заторможенность, апатию;
  • Говорит несвязно, заговаривается;
  • Движения неуклюжие, порывистые;
  • Стал более скрытен;
  • Часто агрессивен;
  • Потерял интерес к учебе, прежним занятиям и друзьям;
  • Увеличил денежные расходы или стал вытаскивать деньги или ценные вещи из дома;
  • Проявляет частые перепады в настроении. Несоответствие настроения ситуации: равнодушие в споре или агрессия по пустякам;
  • Совершает правонарушения;
  • Завел новых подозрительных друзей или старые друзья стали немного странными;
  • Наблюдаются изменения размеров зрачков: их увеличение или сужение независимо от освещения;
  • Появление в доме пузырьков, бутылочек, бумажных трубок, закопченных ложечек, капсул.
  • Наличие на теле синяков, следов инъекций, порезов. Следы инъекций могут быть на ладонях, голове, других частях тела;
  • Наличие шприцов, сушеной травы, непонятных таблеток, порошков, маленьких картинок, напоминающих марки.
  • Разговоры о наркотиках - единственное и любимое развлечение наркомана. Долгие разговоры с ним на эту тему могут даже доставить удовольствие другим собеседникам (например, если кто-то интересуется своеобразным жаргоном и фольклором наркотической субкультуры), но такие беседы не имеют лечебного значения и с этой точки зрения будут пустой тратой времени.
  • Наркоман часто пытается убедить нас, причем нередко весьма впечатляюще, что хочет заняться чем-то серьезным. И чем более мы радуемся его энтузиазму, тем более он чувствует себя так, словно уже осуществил свое намеренье, и обычно этим и ограничивается.

 

 

 

Несколько правил, позволяющих предотвратить

потребление психоактивных веществ вашим ребенком

 Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

 1. Общайтесь друг с другом

 Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

 Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

 2. Выслушивайте друг друга

 Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

 • быть внимательным к ребенку;

 • выслушивать его точку зрения;

 • уделять внимание взглядам и чувствам ребенка

 3. Ставьте себя на его место

 Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

 4. Проводите время вместе

 Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач.

 5. Дружите с его друзьями

 Очень часто ребенок впервые пробует психоактивные вещества в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга кразного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

 Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку.

 6. Помните, что ваш ребенок уникален

 Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.

 7. Подавайте пример

 Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных".

 Покажите ребенку, что вы его любите и заботитесь о нем. Предложите ему свою помощь, она нужна ему всегда!

 

 

Меретукова Аида Каплановна - социальный педагог
Меретукова Аида Каплановна - социальный педагог
Меретукова Аида Каплановна - социальный педагог
Меретукова Аида Каплановна - социальный педагог
Меретукова Аида Каплановна - социальный педагог
Меретукова Аида Каплановна - социальный педагог

Что мы должны знать о спиде

ТЕМА ВРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА ДЕТЕЙ В СЕМЬИ

Родительское собрание на тему: СПИД 06.12.2018Г.

Памятка для родителей